Для бухгалтера бюджетного учреждения одним из основных документов служит Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 №157Н. В бухгалтерской среде его просто именуют инструкцией №157н. Данный документ содержит план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению. Любая операция бюджетного учреждения должна сопровождаться проводкой, сделанной в соответствии с инструкцией №157Н по бюджетному учету.
С1 января 2021 в дополнение к указанной инструкции и другим ФСБУ появилось семь новых федеральных стандартов бухучета :
1.«Нематериальные активы»— объекты нематериальных активов учитывают по первоначальной стоимости. Она зависит от типа операции, по которой приобретен актив— обменная или необменная. НМА распределяются по новым группам учета вовремя инвентаризации. К нематериальным активам с 2021года относятся как исключительные, так и неисключительные права пользования. Права пользования лицензионными программными продуктами в 2021году следует учитывать на счете 0111 00 «Права пользования активами».
2.«Выплаты персоналу»— выплаты персоналу делят на текущие и отложенные, для них отличаются правила учета иоценки. Также появляется резерв по пенсионным и иным аналогичным выплатам, который включает суммы государственного пенсионного обеспечения исуммы, назначенные на основании локального акта организации работникам с определенным возрастом или стажем. Все выплаты Стандарт делит на две группы: текущие и отложенные. Порядок оценкии учета выплаты будет зависеть от ее принадлежности к соответствующей группе: текущие – в составе принятых обязательств по оплате труда и начислениям на них, а отложенные в составе резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу на счете 0401 60000.
3.«Непроизведенные активы»— стандарт в основном касается учреждений, которые управляют госимуществом в сферах недропользования, водных ресурсов, некультивируемых биологических ресурсов и иных непроизведенных активов. В документе определяются правила первоначальной оценки и переоценки стоимости непроизведенных активов.Ключевое новшество этого Стандарта – изменение требований к отражению в отчетности прав на земельные участки. Если стандарт применяется впервые, учреждениям необходимо произвести переоценку земельных участков до кадастровой стоимости.
4.«Финансовые инструменты»— стандарт предусматривает новые правила бухгалтерского учета финансовых активов иобязательств, возникающих при операциях с финансовыми инструментами. Для каждой группы активов и обязательств предусмотрены свои требования. Финансовый инструмент – это договор либо соглашение, по которому у одной из сторон возникает финансовый актив, а у другой- финансовое обязательство. Стандарт устанавливает правила учета основных групп финансовых активов:
-Денежные средства,
-Финансовая дебиторская задолженность,
-Финансовые долговые требования,
-Финансовые активы, удерживаемые до погашения: денежные средства, размещенные на депозитах сроком более трех месяцев и долговые ценные бумаги,
-Финансовые активы для перепродажи: акции, облигации, векселя и иные ценные бумаги,
-Финансовые активы, предназначенные для получения доходов от участия: акции с соответствующей целью владения, доли участия в уставных капиталах организаций, участие в учреждениях и прочее.
К финансовым обязательствам Стандарт относит:
-Финансовую кредиторскую задолженность,
-Долговые обязательства.
5.«Информация освязанных сторонах»— в стандарте разработан порядок раскрытия в годовой отчетности сведений о лицах, на работу которых бюджетная организация способна оказывать влияние, или наоборот, о лицах, которые способны влиять наорганизацию. В нем же прописан порядок раскрытия информации об операциях со связанными сторонами. К таким связанным с учреждением сторонами относятся:
-Аффилированные лица. Например, для АУ – члены наблюдательного совета,
-Лица, считающиеся по законодательству заинтересованными в сделках, которые заключает учреждение,
-Лица, способные влиять на хозяйственные решения учреждения в силу закона, учредительных документов или соглашений,
-Лица, на решения которых по закону или на основании учредительных документов может влиять учреждение.
6.«Совместная деятельность»— в стандарте регулируется учет деятельности, которую учреждение ведет совместно с другими лицами и которая не связана с извлечением прибыли. Порядок учета зависит отформы совместной деятельности— договор простого товарищества с объединением имущества или соглашение о совместных операциях без вклада. Участниками такой деятельности могут быть в том числе государственные и муниципальные учреждения, но только при условии, что договор простого товарищества или договор совместной деятельности не имеет целью предпринимательство.
7.«Затраты позаимствованиям»— стандарт предусматривает для учреждений общие требования к порядку признания затрат по заимствованиям и государственному (муниципальному) долгу. Так затраты по долговым обязательствам АУ/БУ Стандарт делит на две категории : процентные расходы по долгосрочным обязательствам и прочие затраты по долговым обязательствам. Учитываться расходы каждой категории должны обособлено. Прочие затраты изначально признаются в составе расходов будущих периодов на счете 0401 50000 и впоследствии включаются в состав капвложений либо относятся к расходам текущего года. Требования к информации об этих затратах в отчетности также предусмотрены стандартом.